Как правильно развивать речь ребенка? Такой вопрос встает перед родителями чуть ли ни после рождения малыша.
Для развития речи малыша большинство родителей используют популярный прием, любимый многими поколениями: «Скажи «на», «дай» и т.д.». Действительно, у особенно настойчивых родителей, дети к 8-9 месяцам начинают произносить несколько слов. Эта игра является прекрасным способом развития звукоподражательной функции и речевого слуха, но прямой связи между активной речью и повторением речи взрослого нет. Ребенок может с таким же успехом, как научился произносить определенные слова, через пару месяцев забыть про их существование. К тому же в таком раннем возрасте еще рано говорить о связи между словами и предметами.
Значение слова для ребенка
Долгое время никто и не задумывался о том, существуют ли еще какие-либо игры, способствующие развитию речи ребенка. Конечно, подражание играет важную роль в освоении малышом родного языка. Дети говорят на языке взрослых с самого раннего возраста, используя услышанные ими звуки и интонации, но не механически их повторяя, а, выражая, таким образом, свои эмоции. Поэтому важная задача родителей, развивая речь ребенка не требовать от него бездумного повторения слов, а учить его воспринимать окружающий мир через слово, то есть пытаться соотносить набор звуков с эмоциями, предметами и состояниями.
Приемы активизации речи
Существует несколько основных приемов для развития речи детей от 1 года до 3 лет. Эти упражнения активно используются логопедами и другими педагогами на занятиях с малышами.
1. Рассматривание предметов. Взрослый и ребенок вместе наблюдают за любым предметом, подробно описывая все, что видят. Например: «Смотри, какая собачка, какой у нее носик. А как разговаривает собачка?» и т.д. При этом важно не ограничивать свободу действий ребенка, поощряя любое проявление активности с его стороны.
2. Распевание песен или чтение стихов. Взрослый поет куплет песни или читает стих несколько раз. После этого он делает в конце текста паузу, тем самым стимулируя ребенка к произнесению последней фразы.
3. Рассматривание картинок. Взрослый демонстрирует ребенку картинки с изображением предметов, комментирует их и задает вопросы: «Кто это? Что делает?» и т. д. Поначалу взрослый может сам отвечать на вопросы, ребенок постепенно сам включится в обсуждение.
4. Поручения и просьбы. Взрослый просит показать, где лежит игрушка или принести ее. Затем спрашивает: «Что ты принес? А где лежит …»
5. Спектакли. Взрослый разыгрывает небольшую сценку с игрушками малыша, можно использовать пальчиковые куклы или специальные наборы для домашнего театра.
Главное, занимаясь развитием речи малыша соблюдать некоторые условия. Занятия должны приносить малышу только положительные эмоции и радость, заставлять ребенка заниматься нельзя ни в коем случае! Занятия должны быть короткими, не более 10 минут, и интересными, так как в этом возрасте ребенка можно обучить только через игру.
Развитие речи дошкольников можно посмотреть == > ЗДЕСЬ